Горячая линия лесной охраны:
8 800 100 94 00

«Радио-1» заинтересовалось движением школьных лесничеств

22 апреля
Филиал Русский лес

Корреспондент «Радио-1» обратился к сотруднику, ответственному за работу со школьными лесничествами в филиале «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес» Михаилу Шовкуну, дать небольшое интервью, в котором попросил рассказать о своей работе с учащимися.

- В Московской области уже не первый год существуют школьные лесничества. Какое место занимают школьные лесничества в общей структуре Комлесхоза и Мособллеса? Согласуете ли с ними задачи, которые вам предстоит решать?

Начну с того, что я – штатный сотрудник филиала «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес». По должности – помощник участкового лесничего, по кругу должностных обязанностей – ответственный за работу со школьными лесничествами и СМИ. Такие сотрудники имеются в каждом филиале Мособллеса. Хотя в каждом работа может быть организована немного по-своему. Где-то школьных лесничеств больше, где-то меньше. Соответственно в каком-то филиале выполняет эти обязанности один человек, а в другом имеет помощников, если позволяет штатная численность, в третьем – участковые лесничие сами занимаются с детьми, за ними закреплены школы.

В нашем филиале на сегодняшний день организовано шесть школьных лесничеств, практически каждый день я еду в какую-то школу проводить занятия. Поэтому оптимально, чтобы школьных лесничеств было по числу дней в неделю, максимум в один день – два. Кроме того, у меня же есть помимо школьных лесничеств и другие служебные обязанности.

Я работаю по 40-часовому учебному плану, по которому провожу теоретические и практические занятия. Для уроков подготовлены презентации на каждую тему, имеются учебные фильмы, пособия, методическая литература, коллекции по тематике уроков. Я очень признателен моим предшественникам, которые вели эту работу до меня и оставили свои наработки мне. Также должен выразить благодарность Мособллесу, обеспечивающему школьные лесничества оборудованием и замечательными пособиями. Кроме того, мне в работе помогает мой собственный жизненный опыт. Я имею профильное образование, (по специальности я биолог), прежде много работал по специальности, обладаю немалым багажом знаний, которым готов делиться с детьми. В Мособллес я пришёл работать в 2019 году, и здесь впервые мне довелось работать со школьниками. И работа, должен сказать, понравилась. Самое главное в ней установить личный контакт с учащимися, найти подход к ним. Естественно, и с преподавателями – руководителями школьных лесничеств. От их заинтересованности, активности, организованности зависит очень много.

Занятия я адаптирую к возрасту школьников. В школьных лесничествах занимаются дети с 6 по 9 классы. В первый год я знакомлю их с жизнью леса и основами ведения лесного хозяйства, на следующие год повторяю и углубляю тему. Итогом работы становится Слёт школьных лесничеств – это соревнования команд, которые демонстрируют, чему научились за год и выявляют лучших.

А в дальнейшем некоторые выбирают специальность для обучения в средних специальных и высших учебных заведениях по профилю. Собственно, профориентация и является основной задачей школьных лесничеств.

- Как вообще создается школьное лесничество? Инициатива должна исходить от школы?

Школьные лесничества создаются благодаря сотрудничеству двух структур - общеобразовательных школ и лесничеств. Там, где объединяются заинтересованные педагоги и неравнодушные лесничие, появляется и школьное лесничество, и интерес детей к природе. Это форма образовательной деятельности, воспитания.

Инициатива может исходить и от школ, можем и мы выступать со встречными предложениями. Но есть ограничения. Обычно это – сельские школы. Причина состоит в том, что с детьми нужно проводить практические занятия на природе, поэтому лес должен быть неподалеку от школы. А перевозка детей транспортом – это серьёзная проблема, наше узкое место. Лесничества своего транспорта, лицензированного для перевозки детей, не имеют. В сельских школах есть школьные автобусы, в городских – их нет. Хорошим исключением является город Протвино, он построен прямо в лесу, среди вековых сосен. Школа, где организовано школьное лесничество «Зелёный дом» позволяет проводить занятия прямо в школьном дворе. Но вот, чтобы свозить детей на экскурсию в лесничество, в музей леса или куда-то ещё – всё равно приходится заказывать автобус в турагенстве.

Движение школьных лесничеств начиналось ещё в эпоху СССР, так в Серпуховском районе в 1965 году было организовано одно из первых школьных лесничеств в Московской области «Друг природы» при Данковской школе. Готовили кадры для лесного хозяйства. В 90-е годы это как-то затихло. Но в 2010 году было принято решение возобновить движение. С тех пор были организованы новые школьные лесничества, сегодня их в Московской области 170, в них занимаются на сегодняшний день более 3000 тыс. детей.

- Ежегодно комитет лесного хозяйства Московской области организует слет школьных лесничеств региона. Как проходят такие слеты? Что входит в программу мероприятия?

Слёт – это подведение итогов за год. Сперва команду на областной слёт отбирают, проводя муниципальный или межмуниципальный слёт. И уже наиболее сильная едет на областной.

На областном слёте состязания проводятся по нескольким номинациям «Лесная таксация», «Лесное многоборье», «Лесовосстановление», «Лесная ботаника и дендрология», «Биология леса». А начинается всё с визитной карточки школьного лесничества – театрализованной постановки на тему, связанной с лесом. Школы сами пишут сценарий, обеспечивают костюмами, пишут стихотворные тексты, разучивают хореографию. И получается всё здорово! Жюри всегда очень непросто определить лучшего.

Слёт продолжается три дня. В номинации «Лесная таксация», дети должны показать своё умение пользоваться лесными инструментами, выполнить с их использованием геодезическую съёмку лесного участка, начертить его чертёж, определить породы деревьев на выделенном им участке, замерить высоту и диаметры, составить формулу породного состава, определить тип леса. «Лесное многоборье» – это прохождение полосы препятствий, умение быстро разжечь костёр, умение пользоваться ранцевым лесным огнетушителем, оказать первую медицинскую помощь. «Лесная ботаника и дендрология» – знание деревьев, трав, грибов, их экологической роли и биологических особенностей, умение распознать растения в букете и правильно нарисовать, передав в рисунке особенности строения видов. «Биология леса» - это знание насекомых, птиц, животных, умение распознать их в коллекциях, узнавать их следы, понимать кого можно увидеть в лесу того или иного типа. «Лесовосстановление» – умение правильно сажать сеянцы и саженцы деревьев. Из суммы баллов, набранных во всех этих номинациях, жюри выбирает тройку лучших команд. Победителей ждут призы и другие поощрения, например, интересные экскурсии.

Одновременно со слётом здесь же проводится конкурс для старшеклассников «Подрост», где учащиеся представляют свои научно-исследовательские работы на лесные, экологические или биологические тематики.

Должен сказать, что со слёта все участники возвращаются в приподнятом настроении и с желанием поехать на следующий год снова.

- Школьные лесничие из Подмосковья и на всероссийском уровне показывают себя достойно. С чем это связано?

С заинтересованностью их руководителей (учителей) и кадровым составом наставников. А также, не в последнюю очередь, поддержке руководства Комитета лесного хозяйства Московской области.

- А вообще откуда у ребят появляется интерес к лесничеству?

Начинается всё на школьном уровне с подбора учащихся, имеющих склонность к естественным наукам. Здесь велико значение педагогов и школьной администрации. Организовать учебный процесс, выделить часы для занятий в сетке уроков, это тоже не так просто. Тем более, что у школьников есть и другие интересы, от которых им отказываться не хочется, будь то спорт, языки, творческие кружки и секции. Тем не менее не без сложностей, но организовать посещение наших занятий удаётся. А уж сделать наши уроки интересными – это наша задача. В начале учебного года бывает трудно. Надо найти подход к классу, учитывая возраст, уровень знаний, активность. Дальше, когда контакт найден, уже становится проще. Школьники сами засыпают вопросами, и здесь важно не отмахиваться от них, а корректно и исчерпывающе отвечать. Ну, а если ввести элемент соревновательности, поощрять наградами, то у ребят появляется здоровый азарт.

Непосредственно о лесе. Лес у нас любят все – гулять в лесу. А вот знают про него мало. Даже у сельских школьников – не скажу, что у всех – сегодня знаний о природе попросту недостаёт. Я, к примеру, в их возрасте знал все породы наших деревьев и мог легко их распознать, то же про травы, птиц, насекомых – мне всё было интересно, в библиотеке перечитал все книги про природу. Теперь же доступ к источникам информации в интернете есть у всех, а знания – у одного-двух на весь класс.

Но одно дело любить лес, совсем другое – работать в лесу. На первых же уроках дети с удивлением узнают, что лес не ничей. Что он – государственная собственность, что посетители леса оказываются в правовых отношениях с государством, не меньшее удивление вызывает тот факт, что, оказывается, все деревья в лесу пересчитаны, имеют свою ценность в денежном эквиваленте, и кто-то, оказывается, ответственен за их сбережение. С этого, думаю, и начинается интерес не просто к лесу, а именно к лесному хозяйству, с понимания, что это такое вообще.

Отдельно хочется сказать о занятиях, посвящённых охране лесов от пожаров. На наших уроках ребята узнают и то, как предотвратить возникновение и распространение огненной стихии, как в лесничествах строится многоуровневый мониторинг пожарной опасности в пожароопасный период, почему ограничивают вход в лес во время длительной засухи, к кому обращаться, если обнаружил дым в лесу, как оценить, что ты можешь сделать сам, чтобы потушить огонь подручными средствами и в каких случае и от кого ждать помощи. А также: какие нужно знать меры безопасности во время лесного пожара, если он застал во время похода в лес.

Мы также демонстрируем ребятам наш основной инструмент – ранцевый лесной огнетушитель и учим как правильно использовать его на природных пожарах. Эти знания понадобятся им и на слёте и вообще в жизни.

- В какое время года у школьных лесничеств самая жаркая пора? Когда у вас и ваших подопечных появляются дела, собственно, в лесу? И какие задачи на вас ложатся?

Пожалуй, с приближением весны и непосредственно перед слётом в сентябре. Курс лесоведения и лесоводства прослушан, надо попрактиковаться – погода теперь позволяет выйти на природу, вспомнить пройденное, может, что-то недопонятое, упущенное, разобраться, подготовиться к слёту. Здесь наша задача – структурировать знания. Чтобы учащиеся усвоили, что им даются не разрозненные сведения, а связанные знания, чтобы понимали для чего им всё это нужно знать.

С командой, которая отправится на слёт представлять филиал, в первой половине июня проводим летнюю практику по биоразнообразию. Собираем гербарий, учимся узнавать птиц по голосам, изучаем обитателей леса, которые нам встретятся на маршруте. Детям такие походы нравятся.

Есть, конечно, сложности. Во-первых, растения, цветущие осенью, когда проводится слёт, в июне дети ещё не увидят, то же касается грибов, ягод. Но у нас ещё будет немного времени встретиться в сентябре, непосредственно перед слётом, когда команду целенаправленно освобождают от других школьных занятий. Во-вторых, опять же проблемы транспорта: из-за того, что мы не имеем собственного транспорта, лицензированного для перевозки детей, мы, например, не можем повозить нашу команду по району, чтобы показать им разные типы леса, лесохозяйственные работы. Приходится демонстрировать на картинках, а это не совсем то.

- Как ребята узнают о школьных лесничествах?

Узнают и от учителей, от страшеклассников из своей школы, а также из соцсетей, которые ведут руководители школьных лесничеств. Нам в адрес филиала неоднократно поступали по нашим соцсетям также вопросы от родителей учащихся, главным образом, городских школ, что нужно для организации школьного лесничества в их школе? Интересующимся мы дали исчерпывающие разъяснения.

- Как меняется количество учащихся в вашем школьном лесничестве год от года?

Понемногу прибавляется, благодаря, главным образом, учителям, за которыми закреплены школьные лесничества, их пропаганде на примере успехов предшественников, информированию о бонусах, какие приносит участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня в дальнейшем поступлении в вузы.

В этом году, например, в школе №3 города Протвино 31 пятиклассник уже высказал желание обучаться в будущем учебном году. Недавно мы организовали мероприятие по приёму их в ряды школьных лесничеств.

- Многие ли из ваших подопечных по окончании школы решают связать свою профессиональную деятельность с лесным хозяйством?

На самом деле не так много, но они есть. Ценнее, что пройденные уроки закладывают и углубляют интерес к окружающему миру, родному краю. Кто-то выбирает профессию, связанную с естественными науками – экологией, биологией. И в этом мы видим также нашу общую заслугу – школы и лесничих.

- Спасибо за интересную беседу, желаем вам дальнейших успехов в вашей работе.

© ГКУ МО “Мособллес”

Многоканальный телефон: +7(498)602-00-32
E-mail: gkumol_info@mosreg.ru

Адрес

Московская область, Одинцовский район, с/п Барвихинское,
д. Раздоры, 1-й км Рублево-Успенского шоссе, д. 1, корп. А.